понедельник, 23 июня 2008 г.

Вопрос 32. Социальная природа сознания.

Общественное сознание - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. 2 фундамент. закономерности р-я общ. созн-я - вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1) по предмету отражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями, гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в формк понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я, сопостовляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F прежде всего выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука - познават. и практич. F, моральн. созн. - основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям. По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) связ. регулир. чел. отн-й: Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.

В разработке проблемы социокультурной размерности сознания в философии сложилось несколько подходов к ее рассмотрению.

Генетическая схема анализа проблемы представлена трудовой теорией происхождения сознания, сформированной философией марксизма. Согласно этой концепции, восходящей к Ф. Энгельсу, становление трудовой деятельности в коллективе (т.е. такого взаимодействия человека с природой, которое позволяло ему приспосабливаться к природе, преобразуя ее) вызвало необходимость в новом уровне психического отражения реальности, в установлении нового качества общения между индивидами с помощью речи. В первую очередь благодаря трудовой деятельности, у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления. Эволюция семейно-брачных отношений и появление первых форм нравственного регулирования (табу) создали предпосылки дальнейшего развития труда, формирования социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Функциональная схема, восходящая к философии марксизма, трактует сознание как осознанное бытие, под которым понимаются реальные условия жизни людей в обществе, способ их жизнедеятельности. Согласно этому подходу, содержание сознания в итоге определяется социально-экономическими факторами, а структура и характер духовного производства задаются структурой общественно-исторической практики.

Творчески-программирующая схема представляет сознание в форме социокодов или семиотических конструкций, выступающих программами разнообразных актов деятельности по познанию и преобразованию человеком природной и социокультурной реальности, созданию мира человеческой культуры. “Человек символический” (“homo symboliens”), по Э. Кассиреру, прежде всего отличается способностями к символической деятельности, за счет которой создается особая среда его формирования -- знаково-символическая реальность, основная сфера творчества человека.

Коммуникативная схема обращена к исследованию сознания в языковой форме, являющейся универсальным средством коммуникации. Важнейшими функциями языка, наряду с коммуникативной, являются: когнитивная, экспрессивная и аккумулирующая.

Классическая философия, для которой язык представлялся наличной объективной реальностью, внеположенной человеческому сознанию, акцентировала внимание на проблеме соотношения мышления и языка. В ходе лингвистического поворота в первой половине XX в. постклассическая философия (неопозитивизм, феноменология) по-новому осмыслила статус языка, трактуя его как творческий процесс, задающий предельное онтологическое основание мышления и деятельности, определяющий духовное бытие индивида и фактически тождественный ему. Так, согласно концепции языковых игр позднего Л. Витгенштейна, речевые системы коммуникаций, организованные по определенным правилам, детерминируют разные варианты социокультурного оформления человеческого бытия, задают горизонт возможных миров индивидуального и социокультурного опыта.

В постмодернистской философии роль языка анализируется в первую очередь в контексте субъект-субъектных отношений (интерсубъективной коммуникации), где он выступает носителем и проводником понимания ( К.-О. Апель). Фиксируя внимание на объективированных структурах языка, философия постмодерна предлагает трактовки мира как “ текста” ( Ж. Деррида), “словаря” или “энциклопедии” ( У. Эко), “космической библиотеки” ( В. Лейч) и усматривает постижение смысла бытия в его языковом конструировании (Ж. Деррида).

Комментариев нет: